Натаска С.И. Тамман
Начинать натаску по дичи вашего воспитанника, если он самец, следует не ранее того момента, когда ему исполнится 9 месяцев, а самочку - на месяц ранее. Обычно самки начинают ранее работать по дичи Мне известно немало случаев, когда сознательно по дичи короткошерстные легавые начинали работать с шестимесячного возраста. Но я не сторонник подвергать молодую собаку большим физическим и психическим нагрузкам, которые могут привести иногда к заболеванию легких, расстройству нервной системы, сердца и превратить здоровую собаку в инвалида. Среди легавых собак, особенно английских сеттеров, пойнтеров, нередко встречаются молодые собаки, начинающие работать по дичи в возрасте более года. Лет 40 тому назад ирландские сеттеры, с которыми мне приходилось заниматься, начинали работать только с трехлетнего возраста. Об этом я говорю для того, чтобы предупредить молодых натасчиков от скоропалительных и ошибочных выводов о непригодности к работе их питомцев, если они при первых выходах на болото или поле сразу не начнут работать по дичи.
Исходя из своей практики, я рекомендую начинать натаску собаки по болотной дичи и лучше всего по дупелю, как птицы, достаточно сильно пахнущей, спокойной и не срывающейся (как это делает строгий бекас) с места сидки при подходе молодой собаки за 20-40 шагов. Мои ученики, натасканные вначале по дупелю и бекасу, всегда потом легко начинали работать по полевой дичи, едва с нею ознакомившись. И, наоборот, прошедшие натаску по лесной дичи, в частности по вальдшнепу, требовали иногда длительной натаски по болотной дичи, прежде чем они начинали работать по ней.
Лучшим периодом для натаски легавой в нашей местности считаю вторую половину мая и июнь до начала цветения травы. В это время натаской можно заниматься в специально для этих целей отведенных угодьях, где охота запрещена весь год. В этих же угодьях можно работать с молодой собакой, как только молодые дупеля и бекасы начнут подыматься на крыло. Затем, когда правилами охоты бывает разрешена натаска, а потом охота в охотничьих хозяйствах, можно уже заниматься натаской в любом из них, где это будет разрешено.
Некоторые малоопытные охотники натаску своего ученика начинают совместно с уже работающей по дичи собакой. Я считаю это очень вредным. Может быть, ваша собака начнет быстрее и лучше работать по дичи, но, работая с натасканной собакой, она будет копировать ее работу со всеми возможными у нее недостатками. А ведь в вашем ученике могут быть наследственно заложены более высокие полевые качества! Лично я считаю, что дрессировщик должен дрессировкой и натаской прежде всего развить и закрепить лучшие качества, заложенные предками в его ученике. К сожалению, нередко наблюдаются случаи, совершенно недопустимые при натаске молодой собаки. Ее пускают в свободный поиск в группе с недрессированными собаками, гоняющими дичь. В этой компании она, забыв все, чему ее учили, начинает также гонять дичь. И после отучить ее от этого порока, приобретенного по вине натасчика, бывает нелегко.
Давая эти советы, я хочу предостеречь от ошибок и предупредить, что каждый неверный поступок при натаске может надолго, а то и навсегда испортить и погубить молодую собаку с чудесными полевыми качествами.
На просторе наших лугов, болот я живу одной страстью к охоте с моим воспитанником, переживаю его ошибки, радуюсь его успехам, проявлению сообразительности, послушанию, привязанности ко мне и четкой работе по дичи.
Здесь, на природе, молодой друг живет одной жизнью со мной, и я с увлечением развиваю его врожденные качества и охотничье дарование. Я не раз убеждался, что ум моего воспитанника зависит от моего умения развивать его, а допускаемые им ошибки - это результат допущенных мною ошибок.
Перепел - не дупель, он дает менее сильный запах, но обладает положительным качеством - выдерживает стойку молодой собаки и сидит в большинстве случаев крепко. Молодая собака на сыроватом лугу значительно легче причуивает перепела, нежели в поле, поэтому я рекомендую начинать натаску по перепелу на лугу.
И вот ранним погожим утром, со своим учеником у ноги, вы прибыли на избранное место натаски. Захватили свисток, к которому привык ваш ученик, крепкий тонкий шнур 30-метровой длины с карабином на одном конце и петлею на другом, а также коробочку с кусочками лакомства. Все это вам потребуется при натаске.
На быстром ходу пойдет он в поиск, ловя носом заманчивые для него запахи. Не спеша идите вперед, свистком и рукой направляя его поиск вправо и влево по оси вашего хода на ветер, не разрешая уходить от вас далее 30-40 шагов. Если он будет пытаться это делать, немедленно возвращайте его по свистку к себе, успокаивайте и вновь посылайте в поиск. Медленно подвигаясь к тем местам, где вы при проверке уже подымали дупелей, направляйте поиск ученика туда же, внимательно следя за каждым его движением.
Неожиданно ваш питомец сократил свой ход, все мускулы его напряглись, он задержался на месте, ловя чутьем остановивший его такой волнующий запах, и осторожно пошел по прямой, высоко держа голову. Ход стал у него какой-то неуверенный.
Поспешите подойти к нему, но не бегите, возьмите в руку шнур и, не натягивая его, ласково ободрите вашего питомца и, пользуясь тем, что он медленно идет по птице, сами идите в нескольких шагах за ним.
Все медленнее и медленнее, осторожно движется ваш ученик, еще несколько неуверенных шагов, и вот он замирает на первой в своей жизни стойке. Не натягивая шнура, осторожно перебирая его в руке, подходите к нему, дайте ему подольше постоять (1-2 минуты) и пошлите его "вперед" поднять птицу. Запах неведомой ему птицы как бы заворожил его, и, может быть, он даже боится неизвестного живого существа с его запахом. Но, подбадриваемый вашим ласковым словом, он сделает несколько шагов, и вдруг птица уже на крыле. При ее взлете ваш ученик вздрогнет, и, вспомнив уроки дрессировки, даже ляжет и, подняв голову, глазами проводит поднятую птицу или стоя, неподвижно будет следить за ее полетом. В таком случае уложите своего ученика, похвалите его, успокойте и дайте лакомство. Когда он успокоится, пошлите вновь в поиск, но не разрешайте, как говорят, "мастерить", т. е. идти в сторону виденной им севшей птицы. Пошлите его работать "на ветер" - искать другую птицу, а потом, когда он забудет о месте посадки первой поднятой им, наведите его на нее и дайте сработать, т.е. сделать стойку, а затем по вашему приказанию поднять ее на крыло.
При таком поведении молодой собаки - вашего воспитанника уверенно считайте, что ваши уроки при дрессировке принесли свой положительный результат. И, дав собаке в течение часа 4-6 работ, на сегодня прекращайте натаску. При первых работах по птице следите, чтобы при взлете птицы ученик не пытался посунуться или погнать ее. Чтобы пресечь эти попытки, выдерживайте его на стойке, а при подъеме птицы шнур держите в руке, чтобы немедленно им удержать на месте собаку, а командой "лечь" или по поднятой руке положить на месте.
В последующие дни натаски, если вы убедитесь, что ваш ученик при взлете птицы ложится, освободите его от шнурка. Но даже при одной только попытке к посову за взлетевшей птицей повторяйте и повторяйте работу со шнуром, а затем без шнура, давая собаке по 5-6 работ при каждом выходе в поле. Когда ваш ученик уверенно начнет работать по дупелю, дайте ему работу по бекасу, а когда он освоит работу и по бекасу, переведите его на луг или клеверное поле и натаскайте своего ученика по перепелам. Первичная натаска молодой собаки должна вестись пока только на болоте и в поле.
Но не всегда так бывает, что ваш воспитанник сразу станет на стойку и начнет работать по птице. Иногда прекрасно выполняя все команды и работая почти на правильном поиске, ваш ученик будет сталкивать дупелей или перепелов и продолжать поиск, совершенно не обращая внимания на поднятую дичь. Не советую в таком случае делать трагический вывод, что собака ваша не имеет чутья и охотничьей страсти. В этом вы ошибетесь. Ваш воспитанник еще просто не созрел для осмысленной работы. Вам придется ежедневно бывать с ним на болоте или лугу, давать ему обнюхивать места сидок столкнутой птицы и водить для натаски в места, обильные птицей, чтобы он чаще с ней встречался. Но вот приходит его время, и он неожиданно вас радует долгожданной первой стойкой. Но будьте к этому всегда готовы: все необходимое для натаски всегда должно быть с вами, чтобы проделать на первой же стойке все то, о чем мы рассказывали ранее, ибо ваш спокойный ученик может оказаться после первой стойки не в меру активным и. залихватски погнать поднятую птицу, не обращая внимания на ваши команды свистком, голосом или рукой. Вот здесь и должен сыграть свою роль шнур, которым вы удержите собаку на месте и по команде "лечь" - уложите. С робким же учеником может произойти и так. Подняв по вашей команде птицу (особенно дупеля) и услышав резкий звук от крыльев при взлете, ваш воспитанник боязливо присядет или в страхе даже бросится к вам. Успокойте, приласкайте его, дайте лакомый кусочек, а потом обнюхать место сидки поднятой птицы, похвалите еще, приласкайте, чтобы рассеять его страх, и снова пошлите в поиск, сняв с него шпур, такой ученик не погонит. Последующие работы рассеют его страх перед этим неизвестным, и он обязательно при взлете птицы будет ложиться.
Но иногда попадаются молодые легавые собаки третьего типа нервной деятельности - это возбудимого или безудержного типа (холерики). У них силен процесс возбуждения и слаб процесс торможения. Это самый неприятный, тяжелый в дрессировке и натаске тип, требующий от воспитателя большой выдержки, настойчивости и терпения. Если этого типа нервной деятельности ваш ученик плохо выдрессирован и вы не сумели отработать и закрепить в нем процесс торможения, т. е. приучить его четко выполнять ваши команды, то первый выход в охотничьи угодья доставит вам немало неприятностей. Обычно такой недоработанный дрессировкой ученик, посланный в места, где есть дичь, забывает все, чему его учили, и начинает во всю силу своих ног носиться по болоту или лугу, ничего не боясь, с ходу причуяв птицу, без всякой потяжки и стойки подымать ее на крыло и гнать, пока ее видит. Потеряв птицу, он вернется на ваш свисток. Немедленно возьмите его к ноге и, держа коротко на шнуре, по команде рукой или голосом "лечь" уложите. Ни в коем случае не наказывайте его. Дайте ему успокоиться. Ваш ученик горячится и пока не может сдерживать свою горячность. Ваша задача - помочь ему избавиться от этой горячности. Вот пес успокоился, возьмите его к ноге, коротко держа шнур в руке, ведите к месту, где села согнанная им птица. Шагов за 40-50 до того места пустите по команде "ищи" вашего непокорного ученика в поиск, твердо держа в руке петлю конца шнура. Если он попытается рваться вперед, дерните резко шнур и заставьте пойти на шнуре влево, если до этого вы его вели вправо, и сами идите в эту же сторону шагов 10-15, затем по свистку, а если потребуется - силой, с помощью шнура, поверните его для поиска в левую сторону и сами пройдите в эту же сторону шагов 10-15, и вновь повторите поворот по свистку и шнуром. Когда, же ваш воспитанник в нескольких шагах от места, где села птица, не причует ее, остановите его командой "стоять" и, крепко придерживая шнуром, дайте ему успокоиться. И когда он все же причует запах птицы, а затем пойдет к ней, крепко держите его на шнуре и не разрешайте идти быстро, успокаивайте, говоря: "тихо-тихо" (к этим словам он приучался при дрессировке). И вот ваш ученик сделал стойку по птице. Подойдите к нему и, крепко держа его на шнуре, подольше подержите на стойке, а затем уложите, успокойте и уже командой "подай" разрешите тихо продвинуться вперед и поднять птицу на крыло. При взлете птицы немедленно уложите вашего ученика, а бросится за птицей - рывком шнура уложите его. Если первую стойку ученик сделал и вы его выдержали на стойке и, удержав на месте при подъеме птицы, уложили - поздравьте себя и своего трудного ученика с добрым началом.
Теперь вам следует продолжать работу с ним по птице, пользуясь шнуром, которым вы сдерживаете его горячность. Но будьте при этом терпеливы и настойчивы. Поработайте с ним так несколько дней, и ваш ученик смирится, поняв, что от него требуют, и начнет спокойней работать, делать стойку, подымать птицу только по команде и не пытаться ее гнать. После этого пустите его в свободный поиск, но опять-таки со шнуром. При подводке к птице немедля подходите к нему, возьмите шнур в руку и, выдержав на стойке, посылайте поднять птицу.
Закрепив стойку, добившись четкой спокойной подачи птицы на крыло и выполнения команды "лечь", попробуйте послать вашего ученика в поиск теперь без шнура. Как только он будет четко работать по вашим командам, продолжите натаску без шнура. Но при малейшей попытке посунуться повторяйте работу на шнуре.
Бывают и такого типа молодые собаки, которые, причуяв птицу, сгоняют ее без подводки и стойки. В таком случае запасайтесь терпением и настойчивостью: вам придется немало дней походить с вашим учеником на шнуре, пока он поймет, что не надо бросаться к птице и спугивать ее, а надо подводить и затем делать стойку.
В таком случае натаску по птице следует чередовать с повторением курса дрессировки, особенно на закреплении послушания, а также отработку поиска в местах, где нет дичи, по заранее выложенным кусочкам. Обычно собаки этого типа нервной деятельности после того, как вы их выдрессируете и натаскаете по птице, дают много незабываемых впечатлений своей самостоятельностью, очень эффектной, страстной работе по птице и часто на полевых состязаниях именно они получают высокие расценки. Наградой за ваш упорный труд и терпение в данном случае будет то, что вы выработаете прекрасную подружейную легавую собаку, которая на состязаниях, да и на охоте, будет лучшей.
При натаске молодой собаки вы можете столкнуться и с другими нежелательными явлениями в ее поведении. Но все разновидности этих проявлений будут связаны, как правило, с упрямством или горячностью при встрече с птицей и в связи с этим - непослушанием. Поэтому любые попытки к своеволию собаки должны немедля исправляться с учетом данных ранее советов, целесообразных личных мер, типа нервной деятельности и характерных особенностей вашего ученика. Главное в таких случаях - не спешить, не горячиться самому и не допускать необдуманных действий, которые могут затормозить нормальный ход натаски вашего ученика, Если ваш ученик по характеру робок, а вы будете обращаться с ним грубо (кричать, дергать за шнур), когда он перед взлетевшей птицей или выстрелом вдруг оробеет,- то эта робость его может перейти в страх. Главное, что надо отрабатывать у молодой собаки,- это плавную подводку к причуянной птице и твердую стойку, с которой она только по команде сходит для подачи птицы на крыло, а при взлете ее чтобы немедленно ложилась. Этих качеств у вашего ученика, даже теряющего контроль над собой, можно достичь длительной, настойчивой работой с ним на шнуре. Раньше пользовались парфорсами - ошейниками с металлическими тупыми шпильками. Но лично мною это варварское орудие никогда не применялось, так как современные легавые собаки, особенно короткошерстные и жесткошерстные легавые, наследственно столь умны и послушны, в особенности после освоения курса дрессировки, что в большинстве случаев уже на 2-й день натаски работают без шнура, доставляя немало радости своим умом и добросовестным выполнением команд, отличным чутьем - их врожденным качеством.
По первому полю молодую легавую собаку следует начинать натаскивать, как я уже говорил, по болотной дичи - дупелю, а затем по бекасу (но ни в коем случае по коростелю, который, далеко убегая от собаки, излишне ее волнует и приучает к следовой работе). Когда она твердо и уверенно начнет работать по дупелю и бекасу, переходите на натаску по перепелу, вначале где-либо на лугу, а затем в поле, выбрав место, где их много. Освоив работу по болотной дичи, собака сразу заработает по перепелу. После этого можно считать, что первичная натаска вашего ученика по болотной и полевой дичи закончена. И если ему исполнилось 10 месяцев, то следует показать его на полевых испытаниях. Когда подымутся и зацветут травы, прекратив натаску, используйте этот период для прогулок с учеником на водоемы с чистой водой, займитесь там отработкой плавания, подачи с воды, а также дома и в поле повторите курс дрессировки, особенно те упражнения, которые ваш воспитанник выполняет нечетко.
Перед летне-осенней охотой, когда молодые дупеля и бекасы поднялись на крыло, следует закрепить полученный собакой опыт работы по ним дополнительной натаской.
С первопольной собакой на охоте можно стрелять птицу, сработанную из-под ее стойки. А в случае проявления вашим учеником непослушания, горячности или попытки к посову за взлетевшей и промазанной птицей прекратите охоту, успокойте собаку, дайте несколько работ по птице, проведя курс, предусмотренный натаской. И как только почувствуете, что собака снова у вас в руках и послушна, можете продолжать охоту. К сожалению, мне не раз приходилось (видеть таких жадных охотников до дичи, которые после выстрела забывали о своем молодом помощнике и сами бежали к упавшей птице, чтобы ее скорее схватить. Знайте, что это очень возбуждает собаку, и достаточно раз проделать это на глазах у нее, как она начнет преисправно обгонять вас, чтобы первой схватить дичь, а потом будет самостоятельно бросаться за упавшей и гнать промазанную дичь, забыв все то, чему вы ее приучали при натаске. Не делайте этого никогда, пожалейте вашего ученика и вложенный в него труд.
С первопольной молодой собакой не следует также охотиться в лесу по тетереву и уткам в болотах и зарослях. По этой дичи ее необходимо особо натаскивать, когда ей исполнится минимум два года и она будет уже безукоризненно послушна и приобретет опыт работы по болотной и полевой дичи.
Первая охота с молодым учеником потребует от вас особого внимания и контроля за его работой, большой выдержки, чтобы своевременно предупредить его ошибки; это экзамен вам и вашему ученику. Поэтому увлекаться охотой и думать о трофеях пока не нужно.
Но вот с быстрого хода, с высоко поднятой головой ваш ученик резко затормозил свой бег и словно завороженный пошел по причуянной им птице. Пройдя несколько шагов, замер на стойке, устремив свой взгляд в ту точку, откуда доносится знакомый запах птицы, который всегда его так волнует. Вы подняли руку, и он лег. С ружьем в руках, готовый к выстрелу, посылаете ученика поднять птицу. Так же медленно, как при потяжке, он делает несколько шагов, и в 5-6 шагах от него с характерным треском крыльев вдруг срывается дупель. Ваш ученик лег и внимательно следит за улетающей птицей. Легкий хлопок выстрела от слабого заряда, и, перевернувшись в воздухе, дупель, теряя перышки, падает. Вы с тревогой смотрите, не бросится ли к дупелю ваш ученик. Но он напряженно следит за необычным для него явлением: падением птицы; на выстрел он не обратил внимания, но его тянет к упавшей птице. Может быть, он только чуть начнет подыматься, но вы здесь, и команда "лечь" оставляет его на месте. Приласкайте, похвалите вашего ученика, он этого заслужил своей выдержкой. Дайте лакомство, но не удивляйтесь, если собака не возьмет его; Она ведь в сильном нервном напряжении от всего пережитого. Успокойте ее. Пусть полежит, а затем разрешите ей встать и пойти к птице. Вот она ее причуяла, подвела к ней и стала, но уже не так напряженно. Уложите ее, возьмите дупеля, дайте обнюхать, но не позволяйте хватать и мять птицу. Вы довольны работой вашего помощника. Отдохнувшего и успокоившегося пошлите его снова в поиск, но не ослабляйте контроля за его работой. Обычно, увидев результат своей работы, молодая собака начинает более активно и осмысленно работать. Но некоторые горячатся, и их надо своевременно удерживать от самостоятельного подъема птицы до вашего подхода к ней, от попыток посунуться после подъема, отказа ложиться по команде "лечь", а также без команды после падения птицы идти к ней. В таких случаях прекращайте охоту и воспользуйтесь шнуром, чтобы охладить пыл не в меру разгорячившегося воспитанника и только тогда, когда он будет немедля ложиться при взлете птицы и делать все с вашего ведома, можно продолжить с ним охоту.
Основным правилом для вашего помощника должно стать: ложиться после выстрела и только по вашей команде идти на розыск упавшей птицы. Многие короткошерстные и жесткошерстные легавые, у которых очень сильна наследственность к подаче дичи, сразу начинают брать и подавать стреляную птицу. Но если ваша собака начнет это делать, то принимайте от нее птицу там, где она ее подняла, и пока не требуйте по первому полю, чтобы она ее приносила вам. Это можно разрешить только к концу второго сезона охоты и только всегда по команде "подай", когда ваша собака получит, достаточный опыт в работе и избавится от свойственной ее возрасту горячности. Бесконтрольная и ранняя подача битой дичи, а особенно ловля подранков, наверняка ее испортят и возродят посовы и гоньбу взлетевшей и промазанной дичи.
Если ваш молодой помощник очень горячится и не твердо выдерживает стойку и требует иногда упражнений со шнуром для ее закрепления в первом его охотничьем сезоне (первом поле), то ограничьтесь охотой с ним только в открытых болотах, лугах и полях, где он у вас на виду и вы можете всегда удержать его от излишней горячности и своеволия.
В лесной чаще она будет иногда теряться из виду и что она делает в это время, вы не увидите. А попав на выводок, например молодых тетеревов, она по неопытности может их поднять на крыло и погнать. Две, три такие угонки, и все надо начинать сначала. В особенности это касается молодых легавых собак с типом нервной деятельности возбудимой или безудержной (холериков). К счастью, собаки такого типа нервной деятельности в породах короткошерстных и жесткошерстных легавых встречаются редко. Когда ваш помощник начнет работать хорошо и вы будете уверены, что при взлете из-под него птицы он ляжет, а не бросится за ней, чтобы схватить ее, тогда можно приступать к его натаске в условиях леса вначале по пролетному вальдшнепу, но не в непролазных лесных зарослях, где вы его не видите, а в крупном лесу без густых зарослей в нижнем его ярусе, в располянистых дубняках и березняках, т. е. в таких местах, где вы можете следить за работой своей собаки.
В лесу для натаски вашего помощника по вальдшнепу рекомендую привязать к его ошейнику колокольчик или бубенчик, которыми обычно пользуются рыболовы. По звуку колокольчика вы будете знать, где находится ваша молодая собака, а если звук неожиданно прекратится, немедленно идите на то место, и вы увидите своего помощника на стойке. Обычно молодые собаки, натасканные по болотной дичи, с первой же встречи с вальдшнепом делают по нему стойку и потом твердо начинают по нему работать, да это и естественно: вальдшнеп - птица более крупная и выделяет более сильный запах, поэтому собака даже с посредственным чутьем в осеннем сыром лесу легко и уверенно причуивает эту птицу.
Двух-трех хороших работ по вальдшнепу достаточно, чтобы молодая собака уверенно стала работать по нему и дальше. При охоте с молодой собакой в лесу по вальдшнепу всегда старайтесь идти по просеке, располянистыми местами, чтобы ваш помощник работал поблизости от вас, справа и слева, по вашему ходу и не уходил от вас далеко вперед. Учтите, в лесу от собаки нельзя требовать работы на четких параллелях.
Обычно хорошо натасканная, умная собака ходит на поиске в лесу значительно ближе к охотнику, чем в открытых местах, и следит за его движением, чтобы не потерять его.
До весны следующего года вам надо дома и на прогулках постоянно повторять дрессировку вашего питомца, чтобы он ее не забыл. После прохождения натаски, а затем охоты воспитанник больше привыкнет и полюбит вас, а привыкнув к вам, он легче будет понимать ваши требования, и между вами установится хороший контакт, признаком которого будет быстрое, непринужденное и осмысленное выполнение команд.
Во втором сезоне охоты, как и в первом, избегайте участия с молодой собакой в охотах с другими охотниками, в особенности если у них плохо натасканные и непослушные собаки, а также не разрешайте стрелять дичь из-под стоек вашего питомца посторонним. В этом сезоне тоже не следует особенно увлекаться охотой, а помнить о своем помощнике, который еще требует постоянной помощи и своевременных мер к недопущению излишней самостоятельности, горячности и недисциплинированности. Особенно это потребуется тогда, когда вы, будучи уверены в своем воспитаннике, что он уже не погонит дичи и при ее взлете ляжет, поведете его в лес для натаски по тетеревам.
Здесь у него будет большой соблазн. Чуть не из-под носа его вылетит самка тетерева и, потянув низом, начнет отводить его от выводка, и он может погнать. В таком случае его следует отозвать свистком, уложить и пристыдить. При повторной попытке погнать, наказать, так как ваш воспитанник уже прекрасно понимает, что этого делать нельзя. При натаске по тетереву следите за своим помощником и не разрешайте поднимать птицу без вашей команды и обязательно заставляйте ложиться при взлете птицы. Этого требуйте, даже если он за ветром столкнет непричуянную птицу, так как впереди него может сидеть затаившийся выводок, который, идя за ветром, он может неожиданно для вас поднять.
К концу второго сезона охоты, если ваш питомец будет вас хорошо слушать и четко работать по дичи, можно будет пригласить с собой на охоту товарища, но с хорошо поставленной в поле многопольной собакой. Это необходимо для того, чтобы приучать своего питомца не обращать внимания на работающую в стороне легавую и выстрелы вашего приятеля.
В целях приучения молодой собаки к розыску и подаче стреляной дичи (а у короткошерстных и жесткошерстных легавых это наследственное качество передается крепко и особого труда для дрессировщика не представит) следует строго следить за тем, чтобы на подачу брошенной поноски, упавшей птицы без команды "подай" собака не шла.
По первому сезону охоты только изредка требуйте подачу дичи, например, из болотной крепи или воды. Но па прогулках следует постоянно тренировать молодую собаку по розыску сделанных вами тушек птиц, а также подачу их с воды. То же необходимо практиковать и во втором охотничьем сезоне, используя для тренировок на подачу стрелянных вами птиц.
В третьем охотничьем сезоне, когда ваш помощник возмужает, наберется опыта в полевой работе, надо требовать обязательную подачу им дичи, но всегда только по вашей команде. Мало этого: необходимо отрабатывать привычку у собаки, принося поноску или дичь, садиться в шаге от вас и по команде "подай" - подавать в руки, а не бросать где попало. Твердое освоение розыска стреляной дичи и ее подача будут верной гарантией тому, что у вас не пропадет ни одна подстреленная птица, да и покалеченные выстрелами других охотников будут найдены и поданы вам.
В третьем сезоне охоты, после дополнительной весенней натаски, а затем августовской охоты, если ваш воспитанник послушен, не горячится и четко работает по дичи, проявляя целесообразную самостоятельность, ум и сообразительность, можно будет в конце августа начать натаскивать его по уткам.
В заключение я хочу познакомить читателя с натаской легавой по зайцу. Пока большинство охотников считает такую охоту с легавой недопустимой и портящей собаку, так как, по их мнению, она перестает делать стойки и будет после работы по зайцу гнать взлетевшую птицу. Такое мнение бесспорно ошибочно. Все прошедшие у меня дрессировку и натаску короткошерстные легавые с 4-летнего возраста, когда они были хорошо выдрессированы и натасканы, натаскивались мною по зайцу и по другим зверям, и ни одна из них никогда не ухудшала своей работы по птице. Все зависит от нашего опыта и умения дрессировать и натаскивать собак.
Работа легавой по зверю - дело не новое. Лично мне приходилось в Чехословакии не раз видеть полевые состязания легавых собак по действующим там правилам универсальной работы по птице и зверю, в том числе по копытным, правда, по очень сложной программе. И там короткошерстные, жесткошерстные легавые и пойнтера (английских сеттеров я не видел) отлично работали как по птице в поле, болоте и лесу, так и по зверю.
Натаску своих короткошерстных легавых по зайцу я начинаю в августе на клеверных полях, когда клевер после первого укоса поднимается выше 20 см. Выбираю для этих целей поля, расположенные в окружении или по соседству с лесными массивами. В таких местах заяц любит, покормившись, залегать на дневку. К началу натаски по зайцу мои воспитанники безукоризненно послушны и имеют солидный опыт работы по птице. Собак недисциплинированных и с очень возбудимой нервной деятельностью я не рекомендую начинающим натасчикам натаскивать по зайцу, так как в этом случае пригодны собаки с уравновешенной нервной деятельностью.
Придя утром на поле, где днюют зайцы, захожу против ветра и по команде "ищи" посылаю своего воспитанника в поиск, даю ему работать на более широком поиске, но не разрешаю уходить от меня далее 80 шагов вправо или влево. На быстром ходу, с высоко поднятой головой, держа поле на чутье, идет мой воспитанник, радуя меня стилем и манерой уже сознательного поиска дичи. Заяц - зверек довольно крупный, и запах его чутьистая легавая прихватывает далеко. И, впервые причуяв зайца, собака идет на подводку очень осторожно и обычно за 25 шагов, иногда даже присев на задние ноги, замирает на стойке, временами поворачивает голову и смотрит на меня, как бы спрашивая, а что это и надо ли им заниматься? Не задерживаясь, по сигналу рукой уложите собаку и подходите к ней. Дав ей полежать и освоиться с этим новым запахом, пошлите поднять зайца. Осторожно пойдет ваш питомец, идите и вы за ним. И вот в 15-20 шагах вскочит с лежки заяц и серо-желтым шаром понесется он по клеверному полю. Следите внимательно за своей собакой: как только она сразу ляжет и, подняв голову, будет следить за зайцем, подойдите, похвалите, успокойте и дайте лакомство. Начало сделано. Теперь до открытия охоты по зайцу, не менее раза в неделю бывайте со своим четвероногим практикантом в полях, где есть зайцы, и давайте ему больше практики в работе и следите, чтобы он немедленно ложился при подъеме зайца.
Когда к началу открытия охоты ваш помощник будет хорошо подготовлен и работать по зайцу, с ним можно пойти и на первую охоту на зайца по чернотропу в поля.
На первой охоте будьте внимательны и следите за поведением своего помощника в момент подъема им по вашей команде зайца. Не разрешайте ему самостоятельно идти на подачу вам зайца. Положите, выдержите его на месте и затем, послав его вперед, идите за ним к трофею. Пусть собака обнюхает и подаст вам зайца. Этот порядок работы вашей собаки по зайцу всегда должен строго соблюдаться.